-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
13 мая
Роль русских народный сказок в моральном воспитании детей дошкольного возраста
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Одним из средств нравственного воспитания является сказка.
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.
Так, интерес к воспитательным способностям народной сказки перерос в обширный тематический модуль по самообразованию «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
Целью работы над темой стало создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
- оценить целесообразность и успешность применения русской народной сказки для воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам нравственного воспитания детей;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу применения возможностей русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников.
Предполагаемый результат работы над темой:
Дети научатся:
Внимательно слушать литературное произведение.
Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- В группе создан мини – музей «Там, где живет сказка».
- Организована выставка рисунков «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).
В процессе работы над темой плодотворно велась работа с родителями:
- проведено анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи», по результатам которого было выяснено отношение родителей к народным сказкам. Так, 65% опрошенных предпочитают народные сказки другим художественным произведениям.
- Проведены консультации: «Скрытые возможности русских народных сказок», «Нравственное воспитание в семье».
Результат (чего достигли):
Таким образом, у детей сформированы понятия о таких нравственных качествах личности, как: взаимовыручка, взаимопомощь, дружелюбие, чувство товарищества, верность, трудолюбие, гостеприимство.
Дети не только познакомились с проявлением данных качеств народных произведениях, но стараются применять их в своей жизни: в играх и общении друг с другом.
Перспективы на будущий год:
По результатам углубленного изучения темы по самообразованию, мы увидели важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Сказка сопровождает ребенка на всем протяжении дошкольного детства, постепенно вводя его в мир более серьезных житейских понятий.
Положительный опыт применения сказок в качестве средства воспитания и обучения предполагает возможность их использования в других областях развития детей на следующий учебный год.
Поделиться в социальных сетях: